Издательство Факел Кинокомпания "ФОРТУНА" ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Актуальные проблемы

Багряниковская специальная школа интернат.
Дети-инвалиды в нашем государстве  - это большая проблема. Тем более, если инвалидность связана с умственной отсталостью, а сами дети - сироты. Принято считать, что перспектив у таких детей практически нет, а их место пожизненно в каком-нибудь закрытом учреждении. Однако, уже более двадцати лет  директор Багряниковской специальной коррекционной школы-интерната для детей-сирот с отклонениями в развитии Муса Синаевич Ванцаев вместе со своим педагогическим коллективом дает путевку в жизнь десяткам мальчишек и девчонок, которые становятся полноправными членами нашего общества.
  Чтобы узнать, в чем секрет этого педагогического успеха, мы отправились в Первомайский район Ярославской области, где расположена эта уникальная школа. Багряниковская школа - это своеобразное государство в государстве. В ее владении 500 гектаров земли, на которых располагаются школа, индивидуальные домики для воспитанников,
столярные мастерские, швейные цеха, хлебопекарня, ферма, леса, поля и огороды, футбольное поле и новейший крытый стадион с искусственным покрытием и трибунами для зрителей. Все это не само упало с неба, а приобреталось  и строилось годами при помощи педагогов и воспитанников интерната. 
  Сейчас в школе  воспитывается 112 детей, из которых  24 сироты, 14 инвалидов, остальные - дети, оставшиеся без попечения родителей. Все дети имеют диагнозы, связанные с отклонениями в развитии, умственной отсталостью различной степени. 
  Поворотный момент в истории школы произошел  в 1988 году, когда школу-интернат возглавил выпускник филологического факультета Ярославского педагогического института Муса Синаевич Ванцаев. До этого он несколько лет возглавлял отдел образования и спорта  Первомайского райкома комсомола, и сам попросился на эту нелегкую должность. Говорит, жалко было смотреть в каких тяжелых условиях живут воспитанники интерната, чувствовал, что в силах изменить ситуацию.
  Школа тогда располагалась в старом, уже отжившем свой век, барском доме, без водопровода и канализации. 70 % выпускников школы привлекались к уголовной ответственности и попадали в исправительные колонии. Муса Синаевич начал свою работу со строительства нового здания школы.
  - В те годы это казалось невыполнимой задачей, - вспоминает он, - все строительство шло строго по плану, и нужно было годами ждать, пока тебя включат в план на проект, а потом, когда дойдет очередь в подрядной организации. Но я решил попытаться договориться о строительстве вне плана.
  И вот, нереальная, казалось бы, задача, началась осуществляться. Проект нового здания стоимостью более ста миллионов, был бесплатно разработан ярославским институтом «Резонопроект», который взял шефство над школой. Затем директору пришлось долго оббивать пороги различных организаций, пока он не дошел до треста Ярхимпромстрой, где нашел понимание генерального директора Николая Байдужего. «Когда он вместе с работниками треста приехал к нам в школу, осмотреть место для строительства, его коллеги начали отговаривать браться за этот объект, - вспоминает Муса Синаевич, - расстояние от Ярославля более ста километров, и даже дороги асфальтовой в то время к нам не было, в то время, как в Ярославле было множество объектов для строительства. Но Николай Николаевич так проникся нашими проблемами, что отклонил все возражения и сказал: будем строить!
  Деньги на первый цикл строительства выделил детский фонд имени Ленина, а потом грянули тяжелые девяностые годы, и школе грозила участь стать долгостроем. Но тогда Мусе Зинаевичу удалось привлечь внимание к стройке губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына. Он посетил Багряники и распорядился выделить более миллиарда рублей из областного бюджета на завершение строительства.
  Чтобы успеть закончить здание к 1 сентября, в строительстве приняли участие и работники интерната, и воспитанники старших классов. В итоге, 30 августа 1994 года ребята въехали в новое здание, рассчитанное на 144 человека. К тому  времени на территории школы пробурили скважину, сделали автономный водопровод и канализацию. Дети, наконец-то зажили в цивилизованных условиях.
  Но, как оказалось, создать хорошие условия для жизни и учебы, это лишь полдела.
  - В те годы наша школа, как и все коррекционные учебные заведения, доучивала детей только до 9 класса. А дальше наши выпускники разъезжались по училищам, и далеко не все могли адаптироваться в новых условиях. Привыкшие к постоянному контролю, они не могли организовать себя самостоятельно, пропускали занятия, не усваивали программу, и потом не могли найти себе работу, терялись в жизни, многие попадали в криминальную среду, которая особенно пышным цветом расцвела в девяностые годы, - говорит Муса Синаевич, - тогда я стал добиваться, чтобы при школе были открыты классы профессионального обучения, где ребята обучались бы ремеслу, и до совершеннолетия находились под нашим контролем.
  Систем по профессиональному обучению детей с отклонениями в развитии в то время не было, и Мусе Синаевичу вместе с педагогами профессионального обучения пришлось разработать авторские программы. Курс обучения по ним с двух лет увеличили до трех, чтобы закрепить полученные навыки, поставили больше практических занятий. Программа была одобрена департаментом образования и начала работать в школе. В итоге, сюда стали приезжать учиться выпускники коррекционных интернатов со всей области.
  - Я понимал, что наша основная задача - адаптировать детей к взрослой жизни, - говорит Муса Синаевич, - а для этого необходимо, чтобы они все познавали на практике. Просто изучать по книгам теорию - недостаточно.
  Так, при школе открылись швейные и обувные мастерские, хлебопекарня, колбасный цех. Появились свои конюшни и коровники, поля и огороды. Ребята начали осваивать различные профессии, начиная с обувщика и хлебопека, и заканчивая трактористом и оператором машинного доения. Первую технику школа приобрела в 1996 году, выиграв грант 75 миллионов по линии департамента занятости населения. Тогда были закуплены два трактора, сенокосилка, другая техника для обработки сельхозугодий. Ребята получили возможность не только овладевать профессией тракториста, но и самостоятельно обрабатывать поля, заготавливать корм для скота. Школа постепенно стала переходить на  самообеспечение, выращивая все необходимое для пропитания детей и педагогов. Информация о Багряниковском интернате  распространилась по стране. Различные благотворительные фонды начали помогать техникой и оборудованием. Детскими фондами «Виктория», «Северная корона», «Детские домики. Ру» школе были подарены современные машины для швейных мастерских, оборудование для парикмахерской, новые трактора, что позволило еще больше развить хозяйственную деятельность и расширить профессиональное обучение. 
  В настоящее время ежегодный оборот от хозяйственной деятельности в школе составляет полтора миллиона рублей. Чистая прибыль - 354 000 рублей. Эти деньги идут на покупку нового спортинвентаря, на туристические поездки для школьников, на поездки на фестивали и спортивные соревнования, в которых школа ежегодно принимает участие вплоть до международных турниров, на покупку некоторых дорогостоящих лекарств для нуждающихся в них дете, на помощь выпускникам школы. Существует и стипендия для тех, кто учится на отлично. Каждую четверть отличники получают материальное вознаграждение.
  Связь с теми, кто покинул стены школы, не прерывается. Ребята, даже обзаведясь своим жильем в разных городах и весях области, зачастую на выходные, в отпуск приезжают в родную школу. В трудных жизненных обстоятельствах за советом всегда обращаются к Мусе Синаевичу. «Это и поддержка для выпускников и большой педагогических эффект для тех, кто учится в школе, - считает Муса Синаевич, - ребята видят, что даже после выпуска, они могут рассчитывать на нашу помощь, и проникаются большим доверием к педагогам, перестают тревожиться за свою дальнейшую судьбу.
  Еще одна проблема, которая является характерной для выпускников детских домов, - это отсутствие бытовых навыков. Живя на государственном обеспечении, дети зачастую не владеют элементарными навыками самообслуживания. В Багряниковской школе этому обучают с первого класса. Уже пять лет здесь работает проект «Свой дом». Дети вместе со взрослыми строят себе дома и живут в них, как в настоящей семье, исполняя всю домашнюю работу. «Началось с того, - рассказывает Муса Синаевич, - что старшеклассники стали задавать мне вопросы: «А как мы будем жить, когда вырастем? Если у нас будет большая семья, несколько детей, то той квартиры, что дает нам государство, будет мало»! 
  Я предложил им попробовать самим научиться строить себе жилище. Мы поехали в заброшенную деревню за 7 километров, разобрали там дом и привезли на территорию школы. Ребята участвовали во всех циклах работы - заливали фундамент, помогали собирать сруб, крыли крышу, занимались отделочными работами. Девочки шили занавески, постельное белье, наводили уют в доме. Сейчас на территории интерната уже пять таких домов, построенных совместно с воспитанниками. Живут в них дети «семьями» - с 1 по 11 класс. Вместе с ними круглосуточно находятся воспитатели. В домиках все удобства, бытовая техника, стиральные машины. Около каждого - приусадебный участок, где выращивают овощи, разбивают клумбы и альпийские горки, соревнуясь друг с другом в садовом дизайне. А осенью, как положено, делают заготовки из собранного урожая. Так что во взрослую жизнь ребята вступают, имея все навыки ведения домашнего хозяйства.


  Еще одна гордость Багряниковской школы-интерната - спортивные успехи. Кубки, медали и грамоты занимают целую стену в коридоре школы. Багряниковские ребятишки выигрывали спартакиады в США, Швеции, Англии, Ирландии, Словакии, Китае, побеждали в россиских и областных соревнованиях по теннису, волейболу, бадминтону, футболу.
Всего в школьной коллекции 350 спортивных медалей, из которых 35 -  международные награды. Это при том, что во всем Первомайском районе нет ни одной спортивной школы, да и в самих Багряниках нет профессиональных тренеров. Зато все педагоги школы вовлечены в спортивные мероприятия, и каждый вечер проводят на спортивных площадках вместе с воспитанниками.
  Я спросила у Мусы Синаевича, как удается преодолеть плохую наследственность, ведь большая часть воспитанников - сироты при живых родителях, отягощенные целым букетом заболеваний на генном уровне.
  - Во-первых, перед глазами детей только положительный пример, - объясняет он, - у нас в школе никто не курит, не употребляет спиртных напитков. У нас престижно хорошо учиться, и все понимают, что единственный шанс пробиться в жизни - это приобретать профессию и работать. Поэтому ни учиться, ни работать никого заставлять не надо, им самим это интересно. Во-вторых, каждый год мы придумываем какое-то большое общее дело. Либо это оборудование стадиона, либо строительство нового дома, либо открытие нового производства. Это, как ничто другое, сплачивает весь коллектив. А потом, ребята чувствуют, что здесь их любят, уважают в них личность, помогают раскрыть способности, и они стараются оправдать доверие старших.
  Муса Синаевич посетовал, что сделать можно было бы гораздо больше, если бы государство шло навстречу школе. Из-за непомерного налогообложения и требований ветеринарной службы пришлось закрыть колбасный цех, который снабжал продукцией весь район, свернуть хлебо-булочное производство: теперь пекарня работает только на нужды школы и нескольких окрестных деревень. Также пришлось ликвидировать конюшню и отказаться от проекта розлива минеральной воды, так как инвесторам не разрешили приобрести в собственность скважину, которая находится на землях интерната. «Хотели заняться  здесь деревообработкой, но из-за бюрократических проблем инвесторы ушли в райцентр, - вздыхает Муса Синаевич, - также мимо нас проходят все государственные дотации, которые положены сельхозпредприятиям, а вот налоги мы платим по полной программе. А потому, когда какой-нибудь чиновник из администрации привозит нам в подарок очередной телевизор, я с грустью думаю о том, что мы за год отдаем в государственную казну несколько десятков таких телевизоров, и как много мы могли бы сделать на эти средства для школы».
  Впрочем, главное богатство школы - это ее коллектив. Это педагоги и ученики, которые делают невозможное, вопреки всем законам природы. Главное - это то «обыкновенное чудо», которое совершается здесь ежедневно - когда гадкие утята превращаются в прекрасных лебедей. И за это - низкий поклон ярославскому Макаренко - Мусе Синаевичу Ванцаеву.

  Елена БАТУЕВА.
  ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
  Фото автора.
Категория: Актуальные проблемы | Добавил: vadgorev (12-Ноя-2010)
Просмотров: 4101 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2017
Сайт управляется системой uCoz