Издательство Факел Кинокомпания "ФОРТУНА" ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Православная Россия

Цыганский батюшка.
  В Кинешме Ивановской области священник выучил цыганский язык и проповедует среди цыган.  

  Шараса шараса тут Свентаы Чай Масхари и патякераса Тыро Свенто Муй Лэстар же Ту бечавэса лачипэн саренге кон авела ке Ту.  
  Так звучит на цыганском языке молитва к Богородице. Перевел эту молитву для цыган кинешемский священник отец Димитрий Иванов, который более десяти лет проповедует Православие цыганам. Сам отец Димитрий, его супруга и старшая дочь свободно говорят по-цыгански, и местные рома считают его «своим батюшкой».   
  Отец Димитрий верит в то, что его миссионерская деятельность среди цыган – это Божий промысел. Бывший врач-терапевт следственного изолятора города Иванова, 12 лет назад  решил посвятить себя Богу и принял священный сан. Молодой батюшка с семьей был направлен для служения в город Кинешму Ивановской области в храм благоверного князя Александра Невского.    «Поселились мы с матушкой и детьми в микрорайоне, который местные называют «Америка», - рассказывает батюшка, - в этом местечке проживает очень много цыган. Приходилось видеть, как цыгане заходили в храм помолиться или освятить куличи и яйца на Святую Пасху, но было ясно, что многое в Православии им пока непонятно или неизвестно. И глядя, на них, я думал: вот святитель Иннокентий ездил на Аляску просвещать алеутов. Претерпевал страшные трудности, холод и голод ради просвещения народов Сибири и Дальнего Востока. А вот тут, рядом с нами наши местные алеуты, и ехать никуда не надо и они тоже нуждаются в слове Божьем». Цыгане же, будто почувствовав настроение батюшки, стали все чаще заглядывать в храм. Одна из них – малограмотная и бедная цыганка Шура, стала учить его цыганскому языку. «Дело поначалу шло не очень быстро, - вспоминает отец Димитрий, - мне и в институте иностранные языки не давались, но тут произошел один чудесный случай» …    
  Батюшка не очень хотел рассказывать про этот чудесный случай, но все-таки я упросила. А дело было так: в самом начале своей священнической карьеры они с матушкой поехали в паломническую поездку в Дивеево, к Серафиму Саровскому. Супруга отца Димитрия, Юлия, которой в то время было только 23 года, очень унывала из-за бедности и неустроенности священнической жизни. На руках ее к тому времени было уже трое детей. И вот, на многолюдной площади около источника в местечке под названием Цыгановка в ней подошел незнакомый батюшка в стареньком потертом подряснике. В руках он держал блюдо с пирожками. Батюшка обратился к ней со словами: «Матушка, издалека приехала, из Иванова, устала. На вот скушай пирожок»! Она так удивилась, что он знает, кто она и откуда, что просто остолбенела. Взяла пирожок и побежала рассказать об этом мужу. Самое удивительное, что никто из паломников, вместе с которыми они приехали в Дивеево, не видел этого чудного старца. «Мы сошлись на мнении, что матушке явился сам преподобный Серафим, - полагает отец Димитрий, - пирожок мы поделили на троих – матушка, я и наша старшая дочь Марина. И после этого случая все трое как-то очень быстро выучили цыганский язык. А матушка после этой поездки утешилась и перестала унывать по поводу своей тяжкой доли».   
  Цыганский язык отец Димитрий выучил за каких-то пару месяцев, причем не по книжкам, а в живом общении с цыганами. «Было это довольно забавно, - вспоминает отец Димитрий, - например, я спрашиваю Шуру: «Как будет по-цыгански «я иду»? Она мне говорит : «ты идешь?» и переводит на цыганский. Я ее спрашиваю а как «ты идешь»? Она говорит по-цыгански «я иду». Вот так с Божьей помощью, постепенно стал понимать грамматические конструкции языка, самостоятельно строить предложения, а потом уже начал говорить».   
  Вскоре батюшка не только заговорил по-цыгански, но и стал переводить на этот язык молитвы и даже писать на цыганском языке стихи. Хотел попробовать перевести на цыганский язык Евангелие, но потом оставил эту идею. «Цыгане народ некнижный, и многие слова, которые употребляются в Евангелии, будут для них непонятны. А вот живую устную проповедь они воспринимают гораздо лучше, - считает отец Димитрий». Постепенно авторитет отца Димитрия среди цыган вырос настолько, что в церковь потянулись даже те, кто никогда раньше не ходил. Одна престарелая цыганка пришла креститься в 70 лет, услышав проповедь о Христе на родном языке. «Вообще-то цыгане народ религиозный, но некнижный, поэтому их простая детская вера зачастую далека от привычной нам церковности», - объясняет батюшка. Например, цыгане-влахи верят в так называемого «святого цыгана», который якобы украл гвоздь у палачей Иисуса Христа. Этот гвоздь они будто бы хотели забить ему в лоб. Цыгане верят, что в благодарность за это, Господь разрешил цыганам воровать. Многие поэтому, не считают воровство грехом. - В этом плане проповедовать среди цыганского народа непросто, - вздыхает отец Димитрий, -  приходится преодолевать инерцию стереотипов традиционного цыганского мышления.   


Благодатное поле для деятельности отца Димитрия открылось в женской исправительной колонии № 3, расположенной в Кинешме. Здесь 15 % заключенных - лица цыганской национальности.  Это где-то 150 человек. Сидят, в основном, за наркотики и воровство. Батюшка наладил с ними работу – каждый вторник посещает колонию, беседует с заключенными, исповедует, причащает.    В очередной вторник отправляюсь вместе с батюшкой в колонию. Цыганки, собранные для беседы в библиотеке, окружают отца Димитрия плотным кольцом: «Рашай явья» - значит, батюшка пришел.
  Пока отец Димитрий общается с женщинами на их родном языке, я пытаюсь расспросить цыганок об их отношении к религии, о прошлой жизни, и планах на будущее. Мария Шишкова родилась и выросла в цыганском шатре. Ее родители были кочевыми, или, как она называет «лесными» цыганами. - Нас у матери было 15 детей, - вспоминает Мария, - была телега, лошадь, шатер, куча перин. Кочевали по стране, останавливались около деревень. Отец подковывал лошадей, мы с матерью ходили по деревням: гадали, просили милостыню. Ну, иногда, конечно, где-то и курочку прихватишь… нечаянно, не без этого, - Мария хитро улыбается, - за это и сижу уже третий раз! Через две недели Мария выходит на волю. Собирается ехать к сестре в Нижегородскую область. Там живет и ее мать – в дом не заходит, для нее в огороде специально поставили палатку. В ней она живет и зимой, отапливаясь железной печкой. Мария хочет устроиться на работу, начать честную жизнь. Но, правда, признается честно – надолго ли хватит, не знает – любовь к свободной цыганской жизни, видимо, сидит в генах. « Батюшка все правильно говорит, - вздыхает Мария, - Бог не велит воровать, велит жить честно, но так много в жизни бывает соблазна»…    А вот для двадцатилетней цыганки Татьяны Снежковой из Липецка встреча с отцом Димитрием буквально перевернула жизнь. Как и большинство цыган, воспитывалась Татьяна в многодетной семье – их у матери было 10 человек. Отца своего плохо помнит – он постоянно сидел за воровство. Татьяна пошла по его стопам. В школе не училась, даже грамоты не знает, рано начала гулять с парнями, а чтобы достать деньги на разгульную жизнь, занялась распространением наркотиков. Потом и сама «подсела на иглу». -  Верите или нет, но я благодарна Богу, что попала сюда, - неожиданно говорит Татьяна, - я много раз в жизни убеждалась, что Бог любит меня и спасает от несчастий. Думаю, если бы я сюда не попала, то, наверное, меня не было бы в живых.   
  Татьяна – одна из самых активных прихожанок отца Димитрия. Старается не пропускать служб, исповедуется и причащается, верит истово и самозабвенно. Но тоже с особым цыганским уклоном. Например, верит в то, что ей дан от Бога дар предвидения, видит она вещие сны, не только о своей судьбе. Но и о судьбах всего мира…. Но главное, все-таки, что в душе она твердо решила оставить прежний образ жизни, завязать с наркотиками. - У меня дома четырехлетний сын, выйду, буду жить только для него, - уверена Татьяна, - мне даже мама не поверила, когда я ей по телефону сказала, что хочу устроится на работу – дворником или посуду мыть где-нибудь в кафе. Очень хочу попросить прощения у своей мамы. Сильно я перед ней виновата, ведь у нее от переживаний даже ноги отнялись, когда я начала колоться! – вздыхает Таня.   
  - Под влияние батюшки очень многие меняются, - говорит заместитель начальника колонии Александр Юрьевич Терентьев, - приходят сюда, как волчата – затравленные, озлобленные, настороженные, но постепенно те, кто начинает ходить к батюшке, оттаивают, начинают открываться и через полгода уже становятся другими. Видя такое благотворное влияние православия на осужденных, администрация колонии приняла решение построить в зоне храм. Поддержала инициативу и Ивановская епархия. Теперь у отца Димитрия добавилась новая забота – искать средства для постройки храма. - Честно говоря, с цыганками на зоне мне даже легче работать, чем с русскими, - признается отец Димитрий, - цыганки, которые сюда попадают, в каком-то отношении более сохранные люди. Все-таки у них сохранились очень сильные семейные традиции, и большинство, хотя бы по праздникам посещали церковь. А русские женщины, попадающие на зону, как правило, прошли такую школу жизни,  когда традиции полностью потеряны а грехи наработаны. Жизнь их здорово потрепала, они полностью разрушены. А цыганки как-то легче переносят испытание зоной, и многие ищут поддержку у Бога. Сейчас я переписываюсь с женщиной, которая сидит в колонии в Нижнем Новгороде. Так там православной общиной управляет цыганка. Она на  зоне даже выучила церковную грамоту, читает по книгам. … А за воротами колонии отца Димитрия ждет его «вольная» паства. Служение батюшки не заканчивается в храме. Зачастую приходится навещать своих прихожан и дома. «Вокруг меня живет очень много цыган, и мне постоянно приходится с ними сталкиваться – на улице, в магазине,  –говорит отец Димитрий, - ситуации бывают всякие – ведь цыгане народ непростой, иногда думаешь бросить бы все, но тут-же кто-то придет, попросит о помощи и снова идешь к ним».   
  Вместе с отцом Димитрием мы объехали Кинешемских цыган. Я узнала очень много полезной информации. Например, что цыгане бывают тоже разных национальностей. Самая распространенная у нас – так называемые русские цыгане. Есть еще цыгане лотвы, влахи, котляры – у них и язык другой, и обычаи. Влахи – самые традиционные цыгане. Они пришли в Россию с Балкан и принесли много восточных традиций. Например, кушают они, сидя на полу за маленьким столиком. На большие праздники разрешается только определенный набор блюд – на Пасху пекут специальные куличи в форме больших шапок, на Рождество, которое у влахов называется Крючуно, подают свиной бульон с луком и уксусом и вареное мясо. Яйца на Пасху красят, но в церкви не освещают, хотя на службу в праздники приходят.   
  Все цыгане, независимо от разновидности, называются «рома». Когда цыгане осели в Европе, они стали так себя называть – жители Рима. Цыгане, осевшие на востоке, приняли мусульманство, а вот европейские цыгане – в большинстве своем христиане. Детей крестят обязательно, а вот венчание принято не у всех – брак считается совершенным после брачного пира, но который зовут всех родственников и знакомых. 


  Про свадьбу цыган Ивановых – Федра и Капитолины даже писали в местной кинешемской газете. Гуляли с размахом. Еще бы – отец Федра, ныне уже ушедший из жизни – был цыганским бароном. Все семь сыновей нашли свое место в жизни – у каждого дом, семья, хозяйство. У Федра и Капитолины трое детей, большой красивый дом с евроремонтом. Но все равно видны следы цыганского быта: красивый уголок с иконами, портрет отца, держащего под уздцы красавца-скакуна,   аккуратная горка перин до потолка – символ цыганского благосостояния.
  Заглянули мы и в дом цыганки Шуры, которая когда-то давала батюшке уроки цыганского языка. Здесь обстановка победнее. Муж Шуры – Сергей, раньше подрабатывал сторожем при храме. Но сейчас работы пока нет.  Пока все семейство до лучших времен  живет на детские пособия, разбирает старые дома на дрова, да Сергей перебивается шабашками – где дрова поколоть, где забор покрасить. Несмотря на тяжелые времена, воровством промышлять не хотят.    Шура кажется очень богобоязненной: «Чтоб я когда-то взяла чужое?????? Да не в жизнь! И детей к этому приучаю. Ведь отец Димитрий говорит нам – Бог не хочет чтобы мы воровали!» - Нам, «цивилизованным» людям, есть чему поучиться у цыган, - уверен отец Димитрий, - их чистому, простому отношению к жизни, открытости и простоте. За эту детскую душу и любит, наверное, Бог цыган. Я уверен, что Бог промышляет о цыганах, хочет, чтобы они познавали истинную веру и спасались.
Елена БАТУЕВА.  КИНЕШМА. Фото автора.
Для тех, кто хочет помочь строительству храма в женской колонии № 3 , публикуем данные для пожертвований:
Приход Святого Благоверного князя Александра Невского Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. Адрес: РОССИЯ, 155800, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Макарова, д. 1а.  Банковские реквизиты: Банк: Волжское ОСБ 8578 р\счёт 40703810417160100094 Банк Филиал АКСБ РФ ОАО Ивановское отделение № 8639 г. Иваново ИНН 3703008087 БИК 042406608 КПП 370301001 кор.счёт 30101810000000000608
С пометкой:  "ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА"
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (11-Июн-2009)
Просмотров: 4205 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
2 Alla  
Доброго всем здравия. Я сама цыганка из Риги, магистр психологии.
Искала молитвы на цыганском языке и попала на вашу страничку. Спасибо автору. Мало теплых статей о нашем народе, о их обычном быте, все больше пишут о грязи или творчестве. Окружающие цыганский народ люди, хоть немного больше узнают о нас интересного и положительного. Батюшке низкий поклон и благодарность от всей души.

1 иерей Димитрий  
Статья хорошая. Конечно, мне бы хотелось, чтобы поменьше было про меня и побольше про цыган, но придираться не буду. Благослови Бог Ваши труды. Жалко только, что не удаётся сохранить эту страницу в компьютере.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2018
Сайт управляется системой uCoz