Издательство Факел Кинокомпания "ФОРТУНА" ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Культура и искусство

С нашей атаманшей не приходится тужить…

  В селе Махра Владимирской области живет единственная в России атаманша казачьего войска.
  Дом Юлии Пасальковны Ткаченко мы нашли сразу. По большому металлическому петуху на коньке крыши. Правда, встретила нас атаманша не при регалиях, а в домашнем халате и тапочках. Извиняющее развела руками: «К Пасхе готовимся, моем, убираем. Так что, извините, не при параде».

IMAGE1$
  Перво-наперво идем осматривать обширное хозяйство казацкой семьи – лошадь, корова, телка, куры, индоутки, пастушьи собаки.
  Со всем этим обширным хозяйством Юлия Пасальковна управляется вдвоем с мужем Анатолием Архиповичем. Сын Сергей, тоже член казачьего войска, вместе со своей семьей живет в Москве. Но на выходные обязательно приезжает помогать родителям управляться с хозяйством. «Казаки всегда были хорошими крестьянами, трудолюбивыми землепашцами, вот и стараемся держать марку»,- объясняет Юлия Пасальковна.
  Сама она родом с Украины, из семьи потомственных казаков. Необычное имя ее отец получил в честь того, что родился аккурат в день светлого Христова воскресения – в Пасху. И по казацким обычаям был назван Пасалько. Отца Юлия не помнит - он погиб в Великую отечественную войну, когда девочке было всего 4 месяца. Тогда Юлю с сестрами эвакуировали с Украины в Казахстан, в город Павлодар, где она и прожила большую часть жизни. Получила юридическое образование, вышла замуж, родила и вырастила сына. Сын стал офицером, осел в Москве, а когда начали дробить СССР, решил перевезти родителей поближе к себе. Так семья Ткаченко осела на Владимирщине.Когда Ткаченко приехали в Махру, встретили здесь другие семьи     - переселенцев с Казахстана. Стали общаться, думать, как бы объединиться и сообща решать житейские проблемы. Оказалось, что все они – потомственные казаки. Тогда и родилась идея организовать в Махре казацкую общину.
  - Село Махра исторически связано с казаками, - рассказывает Юлия Пасальковна, - когда Ермак пробирался с Дона в Сибирь, вместе со своими казаками он проходил через Махру. Стояли несколько дней в монастыре Стефана Махрищского. Об этих событиях сохранились сведения в монастырских летописях.
Инициативу организовать казачью общину поддержал и монастырский духовник и благословил доброхотов ехать в Москву в Центральное казачье войско.
  В 2002 году делегация из трех человек отправилась из Махры к атаману казачьего войска Борису Борисовичу Игнатьеву. Кандидатом на должность махрищеского атамана был Александр Иванович Долгоруков – потомок знаменитых московских князей. Но столичный атаман, пообщавшись с новоиспеченными казаками, неожиданно предложил: «Давайте поставим атаманом Юлию Пасальковну»!- Сначала мы удивились
  – как это так женщина атаман? – рассказывает Юлия Пасальковна, - но Игнатьев сказал, что в истории казачества была одна женщина-атаман на Кубани и неплохо справлялась со своими обязанностями. Только потом я поняла, почему именно меня выдвинули командовать, - улыбается Юлия Пасальковна, - в наше время атаману приходится не столько шашкой махать, сколько ходить по разным инстанциям и заниматься бумажной волокитой. А это требует чисто женского терпения.

IMAGE2$
  Вернувшись в родную Махру ходаки собрали сельский сход, или, как называют казаки, «круг». Спросили жителей, согласны ли они образовать в Махре казацкую общину. Все единогласно проголосовали и за общину, и за атаманшу и началась работа. - Сколько пришлось оббить порогов, прежде чем удалось выполнить все то, что мы наметили! – вздыхает Юлия Пасальковна.
  Чиновники чаще всего встречали с недоверием женщину в папахе с саблей на поясе. Кто-то даже откровенно смеялся.
  Но постепенно к казакам стали относиться с уважением, потому что увидели – это не какие-то сумасшедшие ряженые, а вполне достойные уважения люди с деловой хваткой.
  За три года существования в Махре казацкой общины, село преобразилось. Казаки провели в дома газ, отремонтировали дороги, провели везде уличное освещение. Причем, все это сделали на общинные деньги. «Ни сельсовет, ни районная администрация не выделили ни копейки, - говорит Ткаченко, - впрочем, мы не в обиде. Спасибо хоть не мешали нам».
  Одна из инициатив казаков – создание улиц в поселке. В Махре, где проживает более двух тысяч человек, искони не было никаких улиц. Из-за этого постоянно возникала страшная путаница с почтой. Придет кому-то письмо или посылка и ходит по домам, пока не найдет адресата. На очередном кругу Юлия Пасальковна выступила с предложением придумать названия улиц для села. Жители откликнулись с энтузиазмом.
  «Люди сами стали предлагать как назвать улицы, - рассказывает Юлия Пасальковна, - одни говорят: «У нас рядом школа стоит – пусть будет Школьная, другие говорят – у нас колхозная контора – будет улица Колхозная. Третьи за рекой живут – назвали Заречная. И так далее. А наша улица от монастыря начало берет. Место это знаменитое – здесь и Иван Грозный когда-то проходил, и Сергий Радонежский. Решили назвать улицу Монастырская. В общем, все записали, отправили предложения в архитектуру. Там утвердили. За месяц прошли все инстанции и уже два года живем с улицами. Все рады и довольны».
  Еще одно большое дело, которое для Махры сделали казаки – восстановление святого источника. Древний источник святого Стефана Махрищского, найденный еще в 16 веке, был заброшен и замусорен. Казаки привели его в порядок. Очистили от мусора, построили колодец и купальню, благоустроили территорию вокруг. Вода, которую сдали на анализ в СЭС, оказалась целебной – она помогает при мочекаменной болезни. Люди толпами устремились к целебному источнику. Пьют воду и благодарят казачков.
  Видя такую бурную деятельность, люди стали наперебой проситься в казаки. Но принимают в общину далеко не всякого. Для начала дается испытательный срок – полгода или год, в зависимости от того, насколько хорошо члены общины знают кандидата. За это время кандидат в казаки должен показать себя с самой хорошей стороны – участвовать во всех мероприятиях общины, помогать казакам в работах, учить устав и знакомиться с традициями – учиться владеть саблей, скакать на коне и петь казацкие песни. Когда испытательный срок подходит к концу, члены общины собираются на круг. Атаманша представляет кандидата в казаки и спрашивает общину – «Любо ли вам принять в нашу общину этого человека»? Если большинство отвечает «любо»! то тогда новобранец готовится к обряду посвящения. Проходит он так:
  В назначенный день новообращенного ведут в церковь. После получения благословения священника, все идут на святой источник. Кандидат в казаки встает перед распятием. Старейшины общины задают ему вопрос: «Что, братец думаешь, как будешь жить, как себя вести»? «Буду служить России и казачеству!» - отвечает он. После этого атаман задает вопрос казакам: «Любо ли вам принять его в общину»? «Любо»! – отвечают казаки. «Какое ему назначаете крещение? Сколько ударов?» В зависимости от возраста новобранца ему назначается 5 или 10 ударов атаманской нагайкой. Раздевшегося до пояса новобранца, атаманша от души хлещет кожаной нагайкой по голой спине. После этого он окунается в купель. Когда все испытания пройдены, члены общины еще раз одобрительно кричат: «Любо»! и новый казак идет по кругу и дружески обнимается с мужчинами, принимает поздравления.
  Сейчас в Махрищской общине уже 54 казака. Причем, не только из Махры. В общину влились жители окрестных сел и даже города Александрова. Сейчас Юлия Пасальковна «выбивает» земли под казацкое поселение. «Хотим построить свою, казацкую станицу. Поставим заставу и охрану, все как у настоящих казаков», - делится планами Юлия Пасальковна. Уже сейчас в Александрове создается конный отряд милиции из числа казаков. Он будет патрулировать улицы. В махрищской школе со следующего года под руководством казаков начнет работать кадетский класс. В планах казаков – организовать свою сельскохозяйственную ферму. Взять в аренду лесные угодья, заниматься природоохранной деятельностью, организовывать паломнические туры в монастырь и к источнику.
  «Сейчас достраиваем штаб, который станет центром нашего казачества, - рассказывает Юлия Пасальковна, - еще хотим пригласить кинолога, чтобы он занимался с ребятишками – обучал их работать с собаками». Пока же штабом временно служит гостевой домик во дворе Ткаченко. Здесь проходят собрания старейшин общины, здесь молодые казаки играют свадьбы. Юлия Пасальковна всех принимает радушно. Она и атаман, и мать родная. И в свои 66 лет успевает столько, сколько и не каждому молодому под силу.
  « Иногда такая на меня нападает усталость, - признается атаманша, - вечером, бывает, давление подскочит – думаю: зачем мне все это надо? Но потом сама себя останавливаю: Как это зачем? А кто же будет наших детей и внуков вытаскивать из того страшного болота, что сейчас повсеместно засасывает молодежь»?
  Юлия Пасальковна считает, что если молодежь будет воспитываться в казачьих традициях, то это оградит ее от тлетворных пороков, которые все больше охватывают нашу страну – наркомании, пьянства, проституции. Две внучки Ткаченко – танцуют в казацком ансамбле, поют в хоре. На каждый праздник и взрослые казаки, и молодежь, устраивают концерты для односельчан. К Рождеству и Пасхе для пенсионеров и бедных семей готовят подарки. «Когда мы в первый раз пошли колядовать, старики плакали, - вспоминает Юлия Пасальковна, - неужели, говорили, возвращаются назад традиции? А сейчас уже и сами вместе с нами готовятся к празднику, разучивают казацкие песни». Так что православные праздники теперь для Махры стали общенародными.
  Радует атаманшу и то, что российское правительство всерьез стало относиться к казачеству. Президент уже подписал указ о том, чтобы на российское казачество выделялись деньги в федеральном бюджете. Идет речь о создании отдельного казачьего войска. Планируется создание альтернативной службы для юношей-казаков в этих войсках.
  Сама Юлия Пасальковна совсем недавно получила повышение по службе. Теперь она есаул, что присваивается к воинскому званию полковника. За заслуги перед казачеством она удостоена нескольких наград. Последняя, которая вручена ей в феврале нынешнего года – Георгиевский крест 1 степени. Несмотря на свой солидный возраст, атаманша прекрасно держится в седле, лихо владеет саблей, а если нужно, то подменит мужа за рулем семейной «полуторки» или трактора. А как затянет протяжную казацкую песню, так душа и запоет вместе с ней.
  «Раз уж я атаман, должна быть первой во всем, - улыбается Юлия Пасальковна, - и в праздниках, и в работе! Такая уж моя атаманская доля!»

Елена БАТУЕВА. ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Категория: Культура и искусство | Добавил: vadgorev (13-Мар-2009)
Просмотров: 2846 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2017
Сайт управляется системой uCoz