Издательство Факел ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Из жизни известных людей

Александр Петров: Главная ценность это фильм. Остальное – второстепенно.


В минувшую пятницу в Ярославском художественном музее открылся необычный вернисаж – известный российский мультипликатор Александр Петров, лауреат премии Оскара 2000 года решил приоткрыть тайну своей творческой лаборатории. Вниманию зрителей открылось то, что обычно остается за кадром – рисунки, которые предшествовали созданию анимационной ленты.

Здесь же, прямо на выставке, Александр Петров показал, как он создает свои фильмы – рисунки делаются без помощи кисти, прямо кончиками пальцев. Пишет художник на оргстекле, подсвеченном снизу, за счет чего и создается потрясающий световой эффект в его мультфильмах.

Выставка посвящена последнему фильму Александра Петрова «Моя любовь», созданному в 2006 году по роману Ивана Шмелева «История любовная». Фильм уже завоевал множество наград всевозможных российских и западных фестивалей, в том числе был признан лучшим христианским фильмом года. Александр Петров получил за этот фильм высокую награду Православной Церкви – орден Сергия Радонежского 3 степени.

О работе над своим последним фильмом, о идее создания выставки, творческих планах и многом другом Александр Петров рассказал на вернисаже:

- Александр Константинович, как родилась идея создания выставки ваших «закулисных произведений»?

- Я не делаю культа из своих этюдов и не считаю, что то, что я делаю в процессе фильма, достойно висеть на стене и этим можно любоваться, как полотнами великих художников. Идея выставки в другом – показать, что такое кухня нашей анимации. Я не первый, кто проводит такие выставки. Их давно практикует Юрий Норштейн. Просто мне понравилась эта идея – показать часть той огромной работы, в результате которой создается мультфильм.

- Никогда не возникало желания написать живописное полотно?

- Для меня самая главная ценность – это фильм. Все остальное – второстепенно. Картины,  возникающие в процессе его создания, как атомы в том нарисованном изображении, которое развивается во времени в динамике на экране. Они, как солдаты, которые должны умереть ради победы. Каждая из этих картин создается лишь для того, чтобы моргнуть на 1\24 долю секунду. Самое главное - это то действие, которое производит совокупность этих кадров, конечный результат. Поэтому для меня они не представляют отдельной ценности. Бывает, конечно, и такое, что  в процессе работы над фильмом сложилась какая-то хорошая композиция, какой-то интересный ракурс, достойный того, чтобы его можно было повесить на стену и сохранить. Но, как правило, все это приходится уничтожать, чтобы на его месте делать новую картину. Хотя бывают такие вещи, которые жалко стирать, но я отношусь к этому без фанатизма.

-  Ваш фильм «Моя любовь» признан лучшим христианским фильмом года. Что это для Вас значит?

- Во всех своих фильмах я стараюсь опираться на Евангелие и слово Божье. «Моя любовь» - не исключение. Этот фильм также говорит и о христианских, и о нравственных  ценностях, которые осмыслены Церковью. Иван Шмелев, по роману которого поставлен фильм  – это православный верующий человек, но в то же время человек сомневающийся и мучающийся. И этот фильм также о переживаниях человека, о его понимании жизни, понимании общения с Богом. То, что ему дали звание лучшего христианского фильма года – для меня это было неожиданностью. Мне это приятно, и я этим горжусь.

- Что вообще для Вас значит мультипликация? Ради чего Вы всем этим занимаетесь?

- Я  иногда сам себе задаю такой вопрос – что меня заставляет гробить столько сил, времени, нервов ради 10 минут сюжета, который будет двигаться на экране и еще неизвестно увидят ли его зрители, так как авторская анимация сейчас не очень популярна. Ответ на этот вопрос один -  невозможно устоять перед тем, что тебе нравится. Мне нравится мое дело, мне нравится чувствовать себя художником кино, а мотивация  простая – создается нечто, что тебя удивляет, чего никто до тебя еще не делал, ты обращаешься к какой-то теме, о которой, как тебе кажется, никто до тебя еще не  говорил, по крайней мере, теми средствами, которые тебе доступны. И то, что возникает в итоге той достаточно долгой и монотонной работы, это все равно какое-то чудодействие, которое находит отклик в душе зрителя.

Я верю в то, что искусство может менять человека, в то, что в какой-то момент человек становится другим, меняется в лучшую сторону , что-то замыкается в нем. И если во время просмотра моего фильма,  что-то происходит в голове или в сердце зрителя, то это великое счастье для меня, потому что ради этого и делается кино.

- Все Ваши работы – это экранизация литературных произведений. А не возникало желания написать самостоятельный сюжет для мультфильма?

-  Я не думаю, что это важно, кто именно придумал сюжет,  Шмелев или я. Я  снимаю о том, что меня волнует, что меня беспокоит в данный момент, что меня мучает, радует, о чем мне хотелось бы с самим собой говорить. Мне проще найти такой сюжет в литературе, потому что там есть много вещей, которые мне нужны, которые меня самого подталкивают к  собственной душевной работе, и я там нахожу очень хороших партнеров для диалога. Достоевский – хороший партнер для диалога…. Страшный на самом деле партнер, который своим авторитетом давит, но с ним интересно разговаривать, и интересно разговаривать не один день, а  год, два -   в течение всего периода, когда делается фильм. Пока я не вижу в себе  собственных  мыслей с такой  напряженностью, поэтому я обращаюсь к писателям. У меня есть одна задумка - я хотел бы сделать музыкальный мультфильм, хотя и считаю, что я не очень хороший «слухач», но мечта такая  есть.

- Каким из своих созданий Вы гордитесь больше всего? Есть ли любимое детище?

-  Да все хороши. Это все очень близкие существа, они живут своей жизнью, у них есть своя биография, своя жизнь. Для меня они все примерно равны, хотя я бы выделил «Русалку», потому что это первый фильм, который я делал в Ярославле. Он делался очень мучительно, долго и трудно, и потому он мне всех родней.

- А нет желания сделать мультфильм для детской аудитории?

-  Когда я создаю фильм, я не думаю о том, кто будет его смотреть. Я поднимаю темы, которые беспокоят меня, а я уже вышел из детского возраста, поэтому специальных детских фильмов я не делаю. По-моему, настоящее искусство воспринимается любой аудиторией. Для кого писали Левитан, Рембрант, Репин -  для взрослых или детей?

Думаю, что темы, которые я поднимаю в своих мультфильмах, в какой-то степени беспокоят и детей, и я в этом уже не раз убеждался на просмотрах в России и за рубежом, где были детские аудитории.

Кого вы считаете авторитетами в анимации?

- Есть люди,  которые действительно являются для меня авторитетами – это мои учителя - Дмитрий Хитрук, Юрий Норштейн, а также иностранные аниматоры, которые действительно являются великими художниками. Это канадский режиссер Фридерик Бак -  человек с большой историей это очень сильный авторитет для меня. Я счастлив, что мы с ним знакомы и я имел возможность лично общаться с ним в Канаде. Также молодой, но очень талантливый режиссер голландец Пол Дриссен, которого я считаю гением анимации, и совершенно потрясающий чешский режиссер-аниматор Иржи Трынка – недавно вышел его потрясающий кукольный фильм «Рука» . Я назвал самых главных людей, творчество которых я ценю, которые имеют для меня большое значение.

- Д ва с половиной года Вы прожили в Канаде, наверняка есть предложения жить и работать в столице. Не возникало желания уехать из провинции?

- Нет. Я здесь родился, и не хочу никуда отсюда уезжать. Я уже  пережил период блужданий и жажды покорять какие-то новые земли, новые территории. Хотя я пользуюсь случаем поехать куда-то на фестиваль, чтобы немного развеяться, но уехать куда-то в другую страну работать на 3 года я не думаю. В Канаде все было хорошо, но мы насилу дождались, когда все закончится, и  можно будет поехать домой. Теперь мой главный интерес сосредоточился на  работе здесь. Я очень рад, что администрация Ярославской области, губернатор создали все необходимые условия для моей работы. У меня есть своя студия. Сейчас я открываю курсы для молодых художников, которых буду привлекать в работе над новым проектом, мне интересно работать с молодыми, открывать таланты, видеть преемственность своего дела.

- Какими качествами  должен обладать художник- мультипликатор, какие требования Вы предъявляете к своим ученикам?

- Прежде всего, необходимо терпение,  и поменьше амбиций. Нам не нужны готовые художники, которые уже состоялись, у них своя дорога, а нам нужны люди, которые ищут себя. На наших последних проектах была команда молодых живописцев, которые пришли после художественного училища, у них необходимая академическая база, и при этом большое желание учиться. Я остался доволен нашей совместной работой.

- Раньше Вы создавали фильмы в одиночку, что на этот раз заставило обратиться к помощникам?

- Действительно, все предыдущие фильмы я делал один, и  справлялся. Но здесь был очень большой объем  работы - сложный материал, много персонажей, и требовалось много времени, и сил, чтобы все это воплотить. К тому же, у меня были определенные обязательства перед продюсерами по времени, и я почувствовал, что для того, чтобы все  успеть, одного меня уже не хватает. Хотя мне очень помогал мой сын Дмитрий – он в это время учился в академии художеств в Санкт-Петербурге, но все равно мы не справлялись. 

В итоге, у нас сложилась команда – 17 человек. Сначала мои ассистенты просто раскрашивали персонажей, делали портреты, потом я им доверил целые сцены, цвет, композицию, я давал им задания, они работали над персонажами. Новый проект, который я буду воплощать в ближайшее время,  будет также командной работой.

- Расскажите, как Вы создаете своих героев? Персонажи фильма «Моя любовь» - это плод Вашей фантазии или есть реальные прототипы?

- Поиск прототипов для героев – это всегда большая работа, на которую уходит иногда по несколько месяцев. Чтобы «угадать» героя, необходимо найти выразительный образ, нужный костюм, нужные черты лица, чтобы этот характер передавал всю широту чувств, которые нужны для фильма. Бывают, конечно, и сочиненные персонажи, но чаще всего, что я срисовываю их с реальных людей, которые меня окружают в жизни. Это мои близкие или люди, которых я знаю. Я провожу с ними большую работу – делаю рисунки, видеозапись, фотографии. Иногда это остается в виде материала, иногда этот материал идет непосредственно в фильм -  какой-то удачный жест, удачный взгляд. Бывает, что я не нахожу то, что мне нужно, и меня это очень мучает. Зритель не замечает, но для меня это страдание, когда я вижу, что не угадал с характером героя.

- Кто позировал для главных персонажей фильма «Моя любовь»?

 - С главными героями действительно была проблема – мы долго не могли найти прототипа для главного героя – мальчика Антона. Мы делали фотографии, я снимал ребят в театральном училище, в школах, на улице ловил детей, приглашал их на съемки. От меня шарахались, думали, что я какой-то маньяк, который пристает к детям. Но в итоге, прототипа для главного героя нашли совершенно случайно – мои продюсеры показали мне фотографию своего сына – пятнадцатилетнего мальчика. Я увидел ее и сразу понял, что это то, что мне нужно. Потом пришел этот мальчик, абсолютно по пластике тот герой, которого я себе представлял: с длинными руками, ногами, с взглядом немножко теленка, немножко мужчины. Как раз в это время у него тоже была любовь, и все очень удачно совпало. Мы встречались, делали специальные съемки, досъемки. Это была для меня удачная ситуация, когда, промучившись месяц, два, три я нашел такого героя, какой мне нужен. Мы угадали очень вовремя потому что, через год он очень изменился, и уже его нельзя было использовать в качестве прототипа для Антона.

Что касается горничной  Паши, для нее позировала жена моего сына Юлия. Они тогда только начали общаться, она училась на первом курсе института имени Репина. Он привел ее познакомиться, и я попросил ее попозировать -  сделал 2-3 наброска, а  потом попросил  приехать на фотосессию. Мы пошли в наш театр, одели ее в костюмы. И она удивительно быстро вошла в образ -  тут же задвигалась, затанцевала, заходила так, как должна ходить горничная 19 века в купеческом доме. Просто она тоже очень талантливый человек и сразу же тонко почувствовала этот образ. Для меня сразу же  все решилось, хотя до этого был долгий период созреваний и мучений.

 А вот для  тургеневской героини – Зинаиды я так и не нашел  прототипа. Ее образ я неожиданно нашел в автопортретах  Галины Серебряковой. У нее есть несколько совершенно дивных автопортретов, и они как раз совпали с образом Зинаиды, как я его себе представлял…

Александр Петров всегда старается сохранить в секрете от журналистов свои творческие планы. Но на этот раз тайну раскрыла заместитель губернатора Ирина Скороходова. Она рассказала, что Александр Петров выиграл грант на съемки фильма о тысячелетии Ярославля, которое будет праздноваться в 2010 году. Каким будет сюжет фильма, режиссер пока затрудняется сказать:

- Это будет какое-то авторское произведение, но пока это все только в проектах. Мы еще не закончили поиски. От  кого-то я уже отказался, пока четкой идеи, какое именно  произведение ляжет в основу фильма, нет.

Елена БАТУЕВА.

ЯРОСЛАВЛЬ. Фото автора. 

Категория: Из жизни известных людей | Добавил: vadgorev (01-Дек-2007)
Просмотров: 4754 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2024
Сайт управляется системой uCoz