Издательство Факел Кинокомпания "ФОРТУНА" ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Православная Россия

Масленица.
   Приближается один из любимых народных праздников – Масленица. В советские годы смысл этого праздника был во многом утрачен. Все сводилось к бездумному веселию и обжорству. На  самом же деле, масляная неделя в русской православной культуре – это подготовка к Великому посту. И в то время, как народ гуляет и вселится, Церковь напоминает нам о весьма серьезных событиях – изгнании Адама из рая и Страшном суде. Восстановить истинные традиции Масленицы уже несколько лет пытаются в Центре традиционной культуры села Давыдово Ярославской области.
   Возглавляет центр Олеся Гладкова – человек, обладающий довольно редкой профессией - музыковед-фольклорист. Олеся закончила единственное в России отделение этномузыкологии в Санкт-Петербургской консерватории, и много лет собирает по крупинкам остатки русской народной культуры. Собирает не для архива или истории. В селе Давыдово в Ярославской глубинке, эти традиции и обычаи постепенно возвращаются в жизнь селян.
  - Воссоздать картину масленичных гуляний в северной глубинке, нам помогли аудиоархивы консерватории и Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге, фонды Дома народного творчества в Ярославле, где сохранились записи воспоминаний старожилов, старинных напевов. Сами мы тоже ездим в экспедиции, пытаясь отыскать тех, кто еще может рассказать о том, как жили в старину. Не так давно, в селе Новоселка мы познакомились с замечательными бабушками, которые, несмотря на свой преклонный возраст, лихо «дробили козули» -так называлась  в этой местности кадриль. От бабушек узнали и подробности того, как встречали в деревнях Масленицу, - рассказывает Олеся Гладкова.- Праздник начинался, как правило, с четверга масляной недели. В среду прекращались все работы, а финал гуляния приходился на пятницу, субботу. В Давыдово, которое было большим торговым селом, разворачивалась широкая ярмарка, с играми и разными забавами.
   Все это современные селяне пытаются воспроизвести и сейчас. Конечно, размах уже не тот, что раньше, но главное, что всем весело и интересно. К ярмарке готовятся заранее – сельские ребятишки мастерят поделки, которые потом и продают односельчанам и приезжим гостям.
  Праздник начинается с шествия. С одного конца села идут девчата, с другого – парни. При этом кричат веселые заклички. Например, такие:  «Ах ты, Масленица, обманула, провела, погулять нам не дала! Через семь недель будет светлый день, будем яйца красить будем пасхи носить!»
   - Отличие северных традиций празднования масленицы от южных в том, что на севере нет специальных Масленичных песен, где Масленица возникает как некий живой персонаж: «А мы Масленицу дожидались, встречали, горку поливали и т.д.», - объясняет Олеся Гладкова, - на севере девушки пели лирические песни про любовь, про природу.
      Когда парни и девушки встречаются на шествии, начинается само гуляние. В центре его, как правило, какая-то драматическая миниатюра. Например, в прошлом году на масленицу в Давыдово приехал настоящий генерал в карете. На крыше кареты сидел глашатый, провозглашавший генеральский указ – всему селу гулять и веселиться до утра. В нынешнем году к масленице готовят сценку «Продажа коня».
   - Коня будут изображать два парня, одетые в специальный «конский» костюм, - рассказывает Олеся Гладкова, - а водить «коня» по ярмарке будет цыганка, предлагая всем желающим купить его. Далее, по сценарию, конь проголодается, и кормить его будут «девками»  - запихивать девчонок в конское брюхо. В итоге, конь объедается и умирает от обжорства – тема, весьма актуальная на Масленицу. П
  Правда, чтобы не омрачать всеобщего веселия таким грустным концом, в этот момент приходит доктор и исцеляет коня. После масленичного спектакля начинаются веселые игры и конкурсы, многие из которых нам известны: бои мешками с соломой, лазанье по деревянному шесту, облитому водой, бег со связанными ногами. Кульминацией уличного гуляния становится два главных игрища: мужское «Стенка на стенку» и девичье «Царь горы».
    Пока парни меряются силой, девушки занимают оборону на горке. Их задача – не допустить парней на вершину. - В ход идут и снежки, и ледышки и даже хлопушки и петарды, но, в итоге, парни все равно прорываются наверх и занимают горку, - рассказывает Олеся. Изрядно померзнув и извалявшись в снегу, все участники действа отправляются в трапезную, где их ждет горячий чай с блинами. Здесь проходят масленичные «вечерки» для молодежи. Специально для этой вечерки девушки и парни разучивают народные пляски.
   - Эти пляски отличаются от привычных нам сценических или бальных танцев, - объясняет Олеся Гладкова, - у народной хореографии – особая пластика. Каждое движение имеет свое особенное значение. Например, девушки на севере никогда не позволяли себе в танце лишних движений. Они должны были «плыть» как лебедушки, все их искусство танца заключалось только в смене шага. Руки же и корпус должны были оставаться неподвижными. Девушка, таким образом, показывает свою красоту, нежность, изящество, чистоту. В женской пляске движения уже более свободные. Причем, каждое из них имеет особое значение: «руки в боки» - демонстрирует активную жизненную позицию плясуньи. Повела руками вокруг – вот мое хозяйство, мой муж семья дети. Повороты руками вокруг головы означает: «Я еще могу рожать»!
   Замужняя женщина могла себе позволить даже немного подпрыгнуть в танце, Однако, прыгать слишком рьяно не рекомендовалось. О такой женщине могли сказать, что она слишком развязано себя ведет.
    У мужчин движения в пляске более свободные и в основном, имитируют элементы боя. В пляске парни показывают себя, демонстрируют свою удаль. Та же знаменитая русская «присядка», к примеру, - это репетиция удара по противнику ногой снизу. А вот «тянуть носочек», как это принято во многих мужских сценических танцах, деревенский плясун никогда не будет. Это не по-мужски.
   Масленице всегда очень близка была  тема любви и семьи. К масляной неделе заканчивали играть свадьбы, и образовавшиеся молодые пары приходили на гулянье «показать себя». Новым семьям во время праздника уделяли особое внимание. Например, катали молодых на санках, стараясь вывалить их в снег поближе к костру. При этом смотрели, кто окажется сверху – муж или жена. По этому признаку определяли пол будущего первенца. Или два молодца хватали молодую жену и перебрасывали ее через костер.   
   Шутили также и над «перестарками» - холостыми парнями и девками старше 25 лет. Им на шею старались накинуть колоду – мертвое дерево, символ того, что они припозднились с созданием семьи.
    Заканчивается гулянье всегда традиционным масленичным костром. Чтобы он получился большим и ярким, ребятишки всю масляную неделю собирают по деревне деревянную рухлядь – старые корзины, ящики, разное тряпье. Все это навешивают на сухую березу, а вечером поджигают. Костер символизирует очищение перед началом поста. Горящая рухлядь – это символ ветхого человека с его грехами, которые поедает огонь. В старину, матери семейств бросали в костер и кринки с молоком и маслом. Если во время поста ребятишки начнут просить молочное, матери напоминают им, что молочко в огне сгорело.
    Именно подготовкой к посту, с точки зрения Православной Церкви, является масляная неделя. Или, как называют ее на церковном языке – седмица. Неделя в церковном словаре – это воскресенье, день когда не принято делать мирские дела, а посвящать время молитве.  
   - Посту предшествуют три седмицы, которые считаются подготовительными, - объясняет священник Леонтьевского храма города Ярославля Олег Скворцов, - каждая неделя при этом, имеет свое название. Первая – неделя о мытаре и фарисее, когда Церковь учит правильному покаянию, вторая – о блудном сыне, третья – о Страшном суде. Перед самым началом поста вспоминается изгнание Адама из рая. Также, эта неделя называется «Прощеное воскресенье», когда принято просить друг у друга прощения за нанесенные обиды, чтобы начинать пост с чистым сердцем и очищенною душой. Этот обычай пошел из древних египетских монастырей, в которых было принято уходить из монастыря на весь пост в какую-нибудь пустыню. Отправляясь в долгий путь, монахи прощались друг с другом до Пасхи.
    Церковь дает возможность подготовиться к посту и телесно – после «мясоеда» идет масляная неделя, когда можно есть только молочную пищу. То есть никаких шашлыков, на масленице, по церковным канонам, есть уже нельзя. Великий пост начинается Покаянным каноном Андрея Критского, который читается каждый вечер первые четыре дня поста. Это очень умилительная служба, и всем христианам, нужно обязательно ее посетить. Сам пост длится сорок дней – в подражание Иисусу Христу, который 40 дней постился в пустыне. Заканчивается пост страстной седмицей – это еще дополнительные 7 дней поста, когда Церковь вспоминает страдания Спасителя на кресте. А затем христиане встречают радостный праздник – светлое Христово воскресенье, которое в нынешнем году Церковь будет отмечать 4 апреля.
   Елена БАТУЕВА.
   Фото из архива села Центра традиционной культуры села Давыдово
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (06-Фев-2010)
Просмотров: 2199 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2017
Сайт управляется системой uCoz