Издательство Факел Кинокомпания "ФОРТУНА" ENGLISH
Меню сайта
Категории раздела
Истории про иностранцев в России [9]
Православная Россия [44]
Актуальные проблемы [75]
Из жизни известных людей [22]
Культура и искусство [11]
Отдых в России [16]
Поиск
Ярославль новости
Главная » Статьи » Православная Россия

Православная культура – предмет или образ жизни?
   Вот уже много лет идет обсуждение  вопроса – можно ли вводить предмет Православная культура в школе.
  В этом споре сломано множество копий, выплеснута масса эмоций, уже написаны учебники, и наверняка, защищена ни одна диссертация. Наконец, православная общественность взяла вверх над предубеждениями  руководителей нашего светского государства, и предмет потихоньку вводится в школы. Вводится по капельке, с такой осторожностью, как будто это некий яд, который только в малых дозах может лечить души, а чуть переборщишь – и выйдет передозировка и отравление. Впрочем, я хотела сказать немного о другом. Не касаясь механизмов введения в школах «Основ православной культуры», заглянуть в суть – а что даст его изучение нашим детям?
  Несомненно, они станут более покованными в теологических вопросах, будут знать, что такое Евангелие, получат информацию о церковных праздниках и Богослужении. Но ведь в нашей православной России это изучалось детьми с пеленок, и тем не менее, эти знания не смогли предотвратить той страшной богоборческой смуты, что случилась в 1917 году и последствия которой будут расхлебывать еще многие поколения. Как учесть этот горький опыт и не допустить его повторения, как избежать того, чтобы «подкованные» в вопросах православия школьники стали формальными носителями религиозных знаний? И можно ли привить веру с помощью пятибалльной системы?
  Вспоминается ответ одного приходского батюшки, когда я спросила его, нужно ли заставлять детей каждое воскресенье ходить в церковь. Он сказал такие слова: «Самые страшные атеисты вырастают в самых строгих православных семьях». Тогда я не поняла смысла сказанного, и продолжала требовать от детей безукоснительного посещения храма и воскресной школы. Сколько из-за этого было ругани и ссор, сколько слез пролито с той и другой стороны, когда по воскресеньям приходилось отрывать детей от компьютера и тащить к причастию. Теперь, когда взрослая дочь отказывается посещать церковь  даже по большим праздникам, отмахиваясь от меня словами: «В детстве находилась»! я начинаю осознавать правоту того священника.
  И как противовес, вспоминаю двух московских девчонок – первоклашек, с которыми судьба свела меня на летнем отдыхе на море. Обе из вполне «современных» семей, где родители вкалывают с утра до вечера, а дети живут своей жизнью, где по воскресеньям ходят не в храм, а в супермаркет, а по праздникам – в Макдональдс. Увидев меня с молитвословом в руках, они подсели и стали расспрашивать, что за книгу я читаю. Молитвослов этот был прекрасно иллюстрированным подарочным изданием, так, что с помощью красочных литографических икон, я как могла, растолковала малышкам основы православной веры. Они слушали, открыв рот, задавали много вопросов и никак не хотели идти купаться в море, несмотря на уговоры родителей. Под конец я  предложила им сходить вместе с нами в храм, который был в этом курортном городке, и они с энтузиазмом взялись учить «Символ веры» и «Отче наш», чтобы вместе со всеми петь их на службе.
  Воскресным утром, к величайшему удивлению своих родителей, которые не верили, что их чада смогут встать «в такую рань», девчушки  в семь ноль-ноль  в платьицах и платочках стояли у ворот, и потом, отстояв, не шелохнувшись, всю службу, серьезно сказали мне: «Спасибо, что взяли нас в храм». Откуда в современных, несведущих в вопросах веры детях, вдруг пробудилась такая тяга к Церкви, такая жажда истины? Думаю, что это и есть «посещение Божие», когда чистого сердца касается благодать, и разум понимает все сразу, без учебников и наставлений.
  К чему я привожу эти примеры? На мой взгляд, вряд ли школьный предмет «Православная культура», преподаваемый невоцерковленными школьными учителями,  поможет решить проблему нравственного и религиозного воспитания подрастающего поколения. И вера,  став одним из скучных учебных курсов, для кого-то уже не сможет воплотиться в живую и горящую, как это стало с русской литературой, которую в обязательном порядке читают по школьной программе. Трудно представить, как при нынешнем формальном подходе к школьному образованию со стороны педагогов, можно вообще чем-то «зажечь» детей. Не случайно говорят, что вера – это дар Божий. И если в душе ребенка есть Божия искра, то пройдя через любые жизненные терния, она возгорится, и будет полыхать в сердце пламенной верой.
  Чтобы вырастить ребенка христианином, человеком, живущим в ладу со своей совестью, прежде всего нам, взрослым надо жить по-христиански: любить своих ближних, прощать врагов, подавать нуждающимся и просящим,  не раздражаться и не кричать на наших детей, даже когда они нас огорчают, отучиться от чревоугодия и сребролюбия. Тогда, видя наш образ жизни, наши дети начнут подражать нам в добродетелях, и тогда не нужно будет заставлять их корпеть над «Законом Божьим» - христианские заповеди отпечатаются в самом их сердце. Если же мы, сами не меняясь внутренне, нисколько не подвигаясь в добродетелях, будем только на словах преподавать им науку благочестия, то это, увы,  может привести к обратному результату.

  Елена Батуева.
Категория: Православная Россия | Добавил: vadgorev (19-Июл-2010)
Просмотров: 1171 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
QR код адреса данной страничкиQR-код адреса данной страницы
Елена Батуева & 2017
Сайт управляется системой uCoz